Сезон цветения сирени в моём саду прошёл в сопровождении грома, молний и дождей – иногда ливневых, но чаще — затяжных и нудных. Солнце заглядывало в мой сад строго по расписанию – с 17.00 до 19.00.
Благодаря тёплой весне сирень расцвела на 7-10 дней раньше обычных сроков. Но и отцвела раньше. Я подсчитала – ровно 17 дней длилось сиреневое пиршество в моём личном королевстве. Честно говоря, я не ждала в этом году хорошего цветения. Оно было таким великолепным предыдущей весной, что большинство сортов просто обязаны были взять отпуск хотя бы на год. Предчувствия меня не обманули, и часть сортов решила-таки не баловать меня в этот раз. Среди них ‘Мечта’, ‘Космос’ и ‘Заря Коммунизма’. Если говорить о взрослых кустах с полноценным цветением, возраст которых достиг 10-15 лет, то стабильным ежегодным цветением без перерывов на отдых отличаются следующие сорта из моей коллекции:
‘Emile Lemoine’ (‘Эмиль Лемуан’)
‘Albert Holden’ (‘Альберт Холден’)
‘Dwight D. Eisenhower’ (‘Дуайт Эйзенхауэр’)
‘Andenken an Ludwig Spath ‘ (’Людвиг Шпет’)
Благодаря холодной пасмурной погоде многие сорта этой весной продемонстрировали удивительно глубокую, яркую окраску. Особенно хороши были пурпурные и мажентовые.
‘Congo’(‘Конго’)
‘Monge’ (‘Монж’)
‘Anne Shiach’ (‘Анна Шиач’)
‘Суворовец’ (‘Suvorovets’)
Однако самое большое впечатление на меня произвели сорта, относящиеся к III цветовой группе (голубоватые сирени). Казалось, что дожди смыли с «голубоватого» все примеси и оттенки, оставив чистый голубой. Такой яркой синевы у сорта ‘Wedgwood Blue’ я не видела ни разу.
Не уставала любоваться соцветиями ‘Firmament’ (‘Фирмамент’) и ‘Wonderblue’(‘Вандерблю’).
Розовые сирени утратили свою деликатность и рдели ярким румянцем практически до конца цветения, вернувшись к привычному образу в последние мгновения жизни соцветий.
‘Мэйден’с Блаш'(‘Maiden’s Blush’) в этот раз цвела долго и обильно
‘Мулатка’ (‘Mulatka’) не спешила показать свой знаменитый оттенок «какао с молоком»
Открытием сезона стала для меня ‘Alice Harding’ (‘Элис Хардинг’). До этого я не то, чтобы не любила её, но как-то не замечала, предпочитая ей ‘Monique Lemoine’ (‘Моник Лемуан’), которая давно растёт в моём саду, цветёт обильно, а цветки её – образец совершенства. ‘Alice Harding’ долго путешествовала по саду, пока я не решила, что два сорта, посвящённые одному и тому же человеку, должны расти рядом. Так ‘Alice Harding’ оказалась рядом с ‘Mrs Edward Harding’.
Это ей, несомненно, понравилось, потому что, проболев пару лет после очередной пересадки, она вдруг показала себя во всей красе, затмив не только ‘Моник Лемуан’, но и став первой «вице-мисс» этой весны. Жаль только, что по мере распускания цветков большие и тяжёлые соцветия утрачивали своё вертикальное расположение и повисали вниз головой. Дожди тоже способствовали этому, испортив в итоге всю эту красоту.
‘Sesquicentennial’, как всегда, порадовал монументальностью соцветий. В этом году на каждом из моих двух кустов их было не больше 5-6 штук, зато каких!
Отлично цвело ‘Небо Москвы’ (‘Nebo Moskvy’), которое этой весной так и не стало голубым, пропустив ту стадию «хроматического разжижения» (с), когда густо-сиреневые цветки, вырвавшись из пурпурных бутонов, превращаются в небесно-голубые.
Каждый раз с нетерпением жду цветения ‘Margaret Fenicchia’ (‘Маргарет Фениккиа’). Это сорт первым оставил нас бездыханными от восторга в Хайлэнд парке в Рочестере. Небольшого размера куст был покрыт огромными нарядными ярко-розовыми букетами. Моя Маргарет пока ещё маленькая, но уже понятно, какая красивая это будет сирень. Сорт выдающийся, поэтому я его рекомендую всем.
Если составить мой личный рейтинг лучших сортов 2016 года, то он будет выглядеть так: ‘Wedgwood Blue’, ‘Alice Harding’, ‘Firmament’ (‘Фирмамент’), ‘Congo’ (‘Конго’) и ‘Мулатка’.
В рейтинге, составленном по результатам голосования участников съезда Международного общества сирени, который в этом году проходил в Филадельфии, первое место заняла ‘Красавица Москвы’, ещё раз подтвердив звание лучшей сирени мира. На втором — ‘Sweetheart’, на третьем — ‘Firmament’.
Четвёртое место поделили ‘Maiden’s Blush’ и ‘Sensation’
На пятом месте — ‘Congo’ и ‘President Lincoln’
Но значат ли что-то все эти рейтинги, когда в саду буйствует сирень, и каждый куст, мимо которого ты сейчас проходишь, прекрасен и неповторим? Разноцветные упругие кисти, покрытые капельками дождя, рождают неземной аромат, шелест листьев и шёпот дождя – странную тихую музыку, и не понятно – сон это или явь, потому что завтра это всё исчезнет, будто и не было весны.
А ещё цветут сеянцы, и столько надо успеть! Но идёт дождь… Поэтому, сидя в беседке, я делаю сиреневый зонтик. Ну и что, что он просуществовал всего одно мгновение весны? Здравствуйте, это я — Оле Лукойе, принёс вам корзинку сиреневых снов.
И сиреневого нектара в хрустальных бокалах
В ожидании солнца, которое позволит хоть немного поснимать сирень, я выкладываю орнаменты из цветков, которые уже начали осыпаться и увядать. Конечно, я могу соврать, что в каждый из этих узоров вложен некий сакральный смысл, но, так и быть, не стану этого делать. Эти узоры – моя медитация терпения и смирения. Я создаю мандалы, которые ветер сдувает с ткани до того, как я успею взять в руки фотоаппарат. И я начинаю сначала. Семнадцать мгновений весны в этих милых картинках, незатейливая летопись жизни моего сиреневого сада.
И если спустя много лет я взгляну на них, я буду знать, что в 2016 году поздние гибриды цвели одновременно с сортами сирени обыкновенной, а не двумя неделями позже, как это бывает обычно.
Гибриды Престон в этом сезоне цвели скромно и быстро осыпались, оставив мне на память несколько красивых картинок. Зато люпины были шикарными.
Стол и стулья я планирую перекрасить, колеровщик из меня никудышный-они должны были получиться густо-сиреневыми.
Поскольку к началу июня вся сирень в моём саду, включая поздние гибриды, уже отцвела, я со спокойным сердцем отправилась в северную столицу, вдогонку за сбежавшей весной. Меня ждал «Сиреневый променад», о котором вы прочтёте в следующем рассказе.
Ох, какая же красота! Мне кажется, что я даже запах почувствовала… Все-таки сирень мощный антидепрессант!
В нашем саду сирень не порадовала. На каком-то этапе бутоны перестали развиваться, застыли, как- бы законсервировались. Сирень у меня молодая и молоденькая, и почти на всех кустах такая неприятность.. Если был заморозок, кисточки поникли бы, потом завяли, было такое у меня, а тут…?
Татьяна, может Вы сталкивались с таким явлением, подскажите в чем причина?
А что было дальше? Кусты живы-здоровы? Только не расцвели?
Да, с кустами всё нормально. Когда я увидела, что резко пошли в рост зеленые побеги ( рядом с цветочными почками) , я поняла, что цветения не будет и обрезала все непроцветшие кисти. В дальнейшем, кусты развивались нормально, наростили вегетативную массу, были бодры и веселы 🙂
Значит, всё же заморозки.
Как красиво! Ещё мне никак не удавалось увидеть цветущую Mrs. Edward Harding( только в книге»Время сирени». Спасибо за фото. Еще хотелось бы узнать о габаритах и форме куста.
Мой куст довольно прямой. Но у меня вся сирень посажена слишком близко, поэтому форма диктуется расстоянием. Высота 2.5 м при возрасте 12 лет. Буду обрезать в этом году.
Jean-François Gonot (Жан-Франсуа Гоно), ответственный за собрание сирени Нэнси (Франция) я пробую входить в контакт с Татьяной Poliakova мы можем отвечать на меня контактом сайта Web ботанического сада Нэнси
Dear Jean-François, I sent you a letter.
Танечка, нет ли у вас какой-то информации о сирени «Голубой Дунай»?